Главная О МААП Юнг и юнгианцы Библиотека Ссылки Форум Блог Контакты dvds vitrina In English Карта сайта
 
Верите ли вы в Бога? Я не верю, я знаю.
Карл Густав Юнг
 
 
 
 

Рецензии - Адольф Гуггенбюль-Крейг "НАИВНЫЕ СТАРЦЫ"


Рецензия на книгу Адольфа Гуггенбюля-Крейга
«НАИВНЫЕ СТАРЦЫ (Анализ современных мифов)»


            Подробно рассматривая довлеющий над современным миром тезис «все люди созданы равными», автор показывает, что в реальной жизни такого равенства нет. Люди не одинаковы, причём отличаются не только как индивиды, но и как представители тех или иных сообществ. Объективно «нет похожих людей, народов и рас». Более того, автор убеждён, что «большинство из нас амбвалентно в вопросе равенства и неравенства – мы «расисты» и уравнители одновременно». Задаваясь вопросом, откуда возникло это противоречие, автор пытается отыскать «истоки» идеи равенства в религиях. Боги не равны людям ни в одной из них, и только приверженцы культа Диониса идентифицировали себя с богом. Алкоголь – «великий уравнитель».  Далее обосновывается мысль, что равенство, одинаковое поведение, единство, единообразие – всё это звенья одной цепи, и это отнюдь не всегда «хорошо».

Автор обращается к мифологии, т.к. не смог отыскать «рациональных», естественнонаучных объяснений появлению постулата о «врождённом равенстве» людей.

«Мифология – это реальность и вместе с тем вымысел». По мнению автора, она способна помочь полнее осветить потенциал идеи равенства.

Что же такое миф, мифология? – буквально: предание, сказка. Не имеет ничего общего с мистикой. Понятие мифология включает в себя исследование мифов, историю их возникновения и богословие.

Современным мифам плохую службу сослужил нацизм, поскольку он опирался на мифологию (псевдогерманскую).

Автор против приравнивания к мифологии религий (сам он – христианин), но подчёркивает, что религии поощряют собственную мифологию.

Один из устойчивых современных мифов – миф о «всеобщем заговоре» в политике (евреи, ЦРУ, Москва…).

«Мифы и ритуалы имеют огромное значение, сколь бы много о них ни говорили, ни трактовали и ни объявляли их безнадежным анахронизмом. Пожалуй, самым впечатляющим примером этого является праздник Рождества вне зависимости от того, связывать ли его с христианской или с языческой мифологией.»

Однако мифы могут бесконтрольно причинять значительный вред. Примеры: «1000-летний рейх», коммунистическая «мировая революция», «превосходство белого человека», миф о «плохом ребёнке» (любишь – наказывай!).

Одна из мощных тенденций современности – развенчание мифов (ввиду опасности некоторых из них). Вместо того, чтобы задумываться над смыслом послания, которое несут мифы, многие исследователи предпочитают их деконструкцию.

Позиция самого автора: «Психология — это мифология, или, говоря шире, вне мифологии немыслима ни одна гуманитарная наука».

«Когда-то созданные мифы способны видоизменяться, принимать разнообразные формы, становиться идеологией, эталоном, моделью, программой, видением, принципом, заповедью, воинственным призывом, лозунгом, психологической теорией, экономическим представлением и т. д. На определенные мифы, руководящие поведением индивида и коллектива, ориентируется человеческая психика. Четко дифференцировать мифы на индивидуальные и коллективные достаточно сложно. Индивид, как правило, живет в соответствии с мифом, который он перенимает у коллектива».

Обосновывая своё неприятие тенденции «развенчания мифов», автор пишет: «Очистить историю от мифов — еще не значит докопаться до истины. Скорее речь идет о замене одного мифа другим.»

Целая глава посвящена опасности тенденциозных мифов современности.

«Коль скоро мы считаем мифы значительным явлением, наш долг — выяснить, почему они могут причинять вред и какие именно мифы деструктивны. Подходя к решению этого непростого вопроса следует учитывать, что в данном случае исследователь выступает не в роли психолога, философа или историка, а в амплуа врача, психиатра и психотерапевта, стремящегося избавить больного человека от страданий. Для того чтобы помочь пациенту, необходимо выяснить, какой болезнетворный миф над ним довлеет».

«Мифы выражают или представляют определенное психическое содержание, которое может носить как конструктивный, так и деструктивный характер». О деструктивных мифах автор говорит так: «Психологическая реальность, которую отражают подобные мифы, такова: мы склонны переоценивать или недооценивать себя, будь то индивид, семья, народ или нация. Мы ощущаем не только различия между нами и окружающими, между народами и нациями, но и определяем, кто лучше, а кто хуже». «…Мифологии шовинизма и расизма лишены одного важного качества — плюрализма, они тенденциозны. На другой чаше весов помещается тяга к чужакам и почитание иностранцев».

Автор делает вывод, что «в мифологическом контексте тенденциозность — качество допустимое, однако односторонняя мифология должна быть уравновешена в сознании человека мифологией полярной».

Возвращаясь к идее равенства: «Миф о всеобщем равенстве должен уравновешиваться мифом, гласящим, что люди не только отличаются друг от друга, но и занимают свою ступень в человеческой иерархии. Тенденциозный миф вреден, а миф, дополненный полярным содержанием, представляет собой адекватное отражение нашей психической деятельности, которое стимулирует процесс осознания.»

Как иллюстрация уравновешенности: «Можно провести параллели между мифами расизма и отечественного стиля и патриотизмом и шовинизмом. Шовинизм — это безусловно тенденциозная мифология, предполагающая чрезмерное восхваление своей родины. Патриотизм — это мифология уравновешенная, поскольку она гласит «цени родину каждого человека, но люби свою».

Автор подчёркивает: «Долг психологии — выкристаллизовать ведущие мифы современности, продемонстрировать их тенденциозность и попытаться их уравновесить».

«Задача психотерапевта — понять, какой миф руководит пациентом. Однако, обнаружив определенную мифологему, психотерапевт не должен се устранять даже в том случае, когда пациент страдает под ее воздействием; дело терапевта — уравновесить существующий тенденциозный миф амбивалентным содержанием.»

В отдельную главу выделяется Гуггенбюлем-Крейгом  «идея прогресса как пример вредного, тенденциозного мифа».

«Вера в прогресс связана, в частности, с христианством, которое с самого начала придерживалось совершенно противоположной точки зрения. Человек был изгнан из рая. Христиане не считают, что мирская жизнь может улучшаться, напротив, они верят, что однажды наступит конец света» А согласно современной мифологеме «Всеобщая вера в прогресс сулит людям рай на земле. Даже сейчас, когда вера в прогресс, кажется, пошатнулась, такие понятия, как прогрессивный, новаторский воспринимаются с симпатией, а эпитеты консервативный, сдержанный считаются чуть ли не бранными словами.»

«Даже в учении Юнга можно отыскать элементы мифологии прогресса. К примеру, он полагал, что человечество способно стать более сознательным. В нашем контексте осознание выступает в роли прогресса.»

«Выходит, что развитие индивида движется в направлении улучшения, углубления осознания и достижения самости. Однако к своей чести Юнг не уставал предупреждать людей о катастрофических возможностях человеческого развития».

«Современная психология буквально пропиталась идеей прогресса», говорит автор. И далее, о «психологии развития»: «Вера в прогресс заключается в мнении о том, что жизнь индивида и общества движется от примитивной ступени развития к ступени более прогрессивной.»

«Не уравновешенная мифологией конца света идея прогресса становится опасной и вредной, поощряя гордыню и переоценку человеческих способностей. Кроме того, вера в прогресс заставляет людей, очарованных гипотетическим будущим, забывать о сегодняшних страданиях».

В десятой главе автор пишет об архетипах, символах и мифах. «Архетип — это психическая энергия, которая не может быть созданием человеческой фантазии в отличие от символов, представляющих архетипы, поскольку символы отчасти изобретаются людьми».

«Многие психологи юнгианского направления полагают, что занимаются архетипической психологией, исходя из того, что архетипы являются сердцевиной учения К. Г. Юнга. Однако если бы мне пришлось кратко определить свое отношение к психологии К.Г. Юнга, то я бы назвал ее психологией мифологической, поскольку она занимается не архетипами, а скорее символами, в которых находят свое отражение архетипы.»

«Архетипы не изобретаются. Они либо существуют в том виде, в каком мы их себе представляем, либо не существуют вовсе. С символами, мифами и ритуалами дело обстоит иначе, поскольку они создаются людьми, подобно языку».

Две последние главы автор посвящает старости – её психологическим аспектам и дискредитации мифа (тенденциозного, «корыстного и особенно вредного») о «мудрых старцах».

Корыстность и вредность этой мифологемы в том, что «Речь идет о почти сознательном способе сохранения власти».

А автор считает, что «Старику необходимо осознавать, что он теряет контакт с коллективным бессознательным и становится анахронизмом. В том случае, если он отдает себе отчет в своей наивности, медлительности и безнадежном увядании, этот процесс приобретает почти религиозное значение, поскольку обуславливает подлинную индивидуацию.»

Гуггенбюль-Крейг критикует современный подход к проблеме старости: «Бесчисленные организации, институты и специалисты заботятся о пожилых людях… Вместо того чтобы помогать старикам спокойно и доброжелательно относиться к собственным чудачествам… психотерапевты стремятся интегрировать их в современное общество. Они хотят пробудить у пожилых людей остывший интерес к действительности и добиться того, чтобы они участвовали в общественной жизни… Если это не удается, то их воспринимают как несчастных, больных страдальцев, которые в лучшем случае достойны сочувствия».

«Я убежден, что пожилые люди должны играть в общественной жизни лишь одну роль — роль наивных, простодушных стариков; только таким образом они обретут необходимую им свободу. Именно поэтому пенсионная страховка — замечательное начинание. Финансовая независимость позволяет пожилым людям больше думать о себе, предаваться любым шалостям вместо того, чтобы с трудом зарабатывать себе на жизнь. Они получают возможность выбраться из пут индустриального общества и с удовольствием расточать время на внуков, дремоту в кресле и безделье. К ним уже никто не сможет придраться. Нет более жалкого зрелища, чем старики, желающие во что бы то ни стало доказать окружающим, что они еще «в форме» и не теряют связь с коллективными сознательным и бессознательным».

В эпилоге, озаглавленном «Будущее только за мифологической психологией», автор подводит итог: «Я попытался вкратце описать некоторые мифологические патологии: тенденциозность и смешение человеческого с божественным. «Здоровая» мифологема подразумевает наличие полярного содержания. Например, чрезмерную любовь к своему народу всегда сопровождает переоценка достоинств другого народа. Смешение человеческого с божественным проявляется в общественной жизни, когда религиозную идею спасения переносят на политическую почву. Защитные попытки «подсластить пилюлю» приводят к искажению мифов, которые перестают верно отражать пугающую реальность. По этому принципу старый простофиля превращается в мудрого старца. …. Я глубоко убежден, что будущее только за мифологической психологией, и шире, за мифологической философией. Так называемая научная психология безнадежно устарела и приобрела реакционные черты, выражающиеся в нетерпимости к другим психологическим школам».



Группа 145
Аверьянова О.А.

 
  О НАС
О МААП, Преподаватели, Московские юнгианские аналитики, Контакты
  САМОПОЗНАНИЕ
Психологические фильмы, Работа со сновидениями, Открытый Юнгианский лекторийКниги для самопознания, Книги для обученияБиблиотека
  КОНСУЛЬТАЦИИ
Кто такой аналитик, Детское консультирование, Родителям Ближайший аналитик, Виртуальный аналитик .
  БАЗОВЫЕ ПРОГРАММЫ
Расписание, Юнгианская психотерапия, Детский психоанализ, Записаться на обучающий курс, Дистанционное обучение
  КРАТКОСРОЧНЫЕ ПРОГРАММЫ
Расписание, Мифологическое в терапии, Типология личности, Таро, Песочная терапия, Психосоматика, Символдрама, Записаться...
  РЕГУЛЯРНЫЕ ГРУППЫ
Киноклуб, Литературный клуб, Родительский клуб, Сновидческая группа, Практика юнгианского анализа, Коллоквиумы, Лекторий по мифологии
  ВЫЕЗДНЫЕ ПРОЕКТЫ
Региональная программа, Преподаватели, Шаттловый анализ и супервизия
  КОНТАКТЫ
МААП, РОАП, В регионах РФ, В ближнем зарубежье
  БЛОГИ
ЖЖ, LiveInternet, ВКонтактеМойМир
 

ЕЩЁ НА САЙТЕ
Фотогалерея К.Г. Юнга, Юнг и юнгианцы, Цитаты, Рецензии, Дипломные исследования

  ЕЩЁ НА САЙТЕ
Аудио-видео материалы, Клинический центр  
 

ЕЩЁ НА САЙТЕ
Карта сайта, Написать админу, Ссылки, Форум, English, Архив событий ...