Главная О МААП Юнг и юнгианцы Библиотека Ссылки Форум Блог Контакты dvds vitrina In English Карта сайта
 
Жизнь суетна лишь для гоняющихся за суетой.
Карл Густав Юнг
 
 
 
 

Рецензии - Джеймс Хиллман «Самоубийство и душа»


В своей книге  « Самоубийство и душа», Джеймс Хиллман  освещает:
- Отношение к самоубийству со стороны разных социальных институтов и  с позиции психоанализа.
- Требования к личности  аналитика. Важные  аспекты работы аналитика  с   такими  пациентами.  Суть страдания пациента с суицидальными намерениями.


Социальные институты  строят свое отношение к самоубийству, основываясь на своих коренных метафорах – полуосознанных  установках , , которые традиционны и передаются из поколения в поколение представителями профессии.  Эти мыслительные  модели лежат в основе поведения и определяют способ рассмотрения  проблемы. Корневая метафора медицины - содействию в продлении жизни. Самоубийство   понимается как симптом болезни, и задача – предотвратить его.    Корневая  метафора социологии  -   это общество.  Самоубийство  - негативное социальное  явление , расшатывающее  социальную структуру,,. Главная цель — вернуть индивида в группу, от которой он отстранился.   Закон и право видит главной  целью   - предотвращение самоубийства. Только суд может разрешить человеку умереть .  И выйти из социального договора можно лишь нарушив закон  или через невменяемость.. Для теологов самоубийство — это акт восстания и вероотступничества.  Бог сотворил жизнь и она ему принадлежит.  Решая уйти из жизни,  человек выказывает гордыню, вознося себя на место судьи, Бога.  

Таким образом, все социальные институты,  осуждают самоубийство,   рассматривая смерть   как внешнее явление по отношению к жизни, а не как нечто,  живущее в самой душе, как постоянную душевную потенцию и альтернативу жизни. Предотвращение же самоубийства основывается на фундаментальном страхе перед смертью.      Смерть видится как конечное  состояние энтропии, разложения, неподвижности.. Смерть — последнее звено в цепи старения..она  завершает цикл. Не8естественное  самоубийство означает, что оно выступает против растительного цикла в природе, которому подчиняется и человеческая природа

Аналитическая позиция больше созвучна с философской.  По мере того как человек  продолжает жить, он  продолжаю и умирать. . Каждое событие в  жизни вносит свой вклад в смерть, и человек созидает свою смерть, живя день за днем.. Человек живем для того, чтобы умереть. Корневая метафора психоанализа – человеческое поведение можно понять, т.к.  оно обладает внутренним смыслом, проявляющемся в  страдание и переживание.


    Аналитик работая  с пациентом имеющим суицидальные намерения, должен  обладать некоторыми личностными качествами и  высоким профессионализмом.  Мнения аналитика в отношении разных аспектов жизни не должны оказывать влияния на его работу и на личность  пациента. Он  должен оставаться объективным, непредубежденным  в отношении к самоубийству, а  приближение  к рассмотрению смерти не должно внушать  ужас.

Автор   раскрывает  уникальность  взаимоотношений  с  другой личностью  в  анализе, называя его - переносом.  На аналитика возлагается ответственность за судьбу другого человека в момент кризиса. Он становится причастен к разуму и сердцу человека.   Перенос — это союз двух в горе, и в радости, а иногда и против всех («мы» и «они»). Они сталкиваются с общими переживаниями, разделяют общую тайну, они «сообщники»; самоубийство одного,  означает соучастие другого. Эта доверительная связь является вспомогательной в анализе. Такая личностная вовлеченность , означает что , смерть пациента для аналитика — его собственная смерть, его самоубийство, его  поражение. Вступая в отношения с пациентом, аналитик вынужден прорабатывать свою собственную смерть и собственные просчеты, так как пациенты, вызывают к жизни его собственные проблемы. Путь аналитика к пациенту - психологический, он проходит через смертное переживание в своей собственной психике. А так как аналитические отношения  не позволяют включение третьих лиц,  то аналитик переживает каждую смерть в одиночестве. Личный  (обучающий) анализ включает инициацию в психологическую смерть.


   Самоубийство рассматривается  как  одна из человеческих возможностей.  Каждое событие в жизни человека - преднамеренно. Задача аналитика - выявить индивидуальное значение такого события.  

Пациент приходит к аналитику  из-за  страдания души и у него  есть  ожидание, что  аналитик  познает его душевные  переживания. Для аналитика необходимо распознать эти  состояния пациента,  и довести их до сознания пациента. Он  непредвзято  работает с потребностью умереть, оказывая  душе  помощь  в ее странствии. Он исследует  переживания, а не уходит  от них. Попытка  предотвратить желание -   только усилит непреодолимость побуждения, а конкретную смерть сделает более привлекательной.      Попытка порицать,   думая что это  "отреагированием",  устанавливает предотвращающий запрет прежде, чем убедиться, что это "отреагирование" необходимо для данного переживания.

Чтобы понять самоубийство, важно исследовать   как реальную жизнь пациента (сознательные воспоминания), так  и бессознательный пласт  - внутреннюю мифологию (сновидения, фантазии). Понять  самоубийство – узнать какая мифическая фантазия разыгрывалась в душе человека и была отреагирована.

Человек мало что осознает в самом себе  и  в собственных поступках. Это хорошо видно  на примере понимания собственных снов. Поэтому в анализе, без  толкователя – аналитика,  сновидение остается загадкой. Понимание осуществляется при помощи зеркала. Чем глубже аналитик проникает «внутрь» случая, знакомясь  с душой  пациента как со своим отражением в зеркале, тем лучше он понимает сновидение. То же самое происходит и с самоубийством.  Но автор отмечает, что погружение не должно быть полным (контрпереносная идентификация). В этом случае,  аналитик более не способен отражать, так как  становится похожим на пациента.  Аналитическая позиция - «одной ногой внутри,  другой — снаружи». Он может следовать за психическим паттерном, так как одновременно находится в нем и наблюдает за ним, в то время как личность пациента находится только внутри и анализирует свое внутреннее состояние. Так аналитик способен понять самоубийство лучше, чем тот, кто его совершает.  Касаясь ответственности аналитика за факт самоубийства, автор подчеркивает,  что аналитик  не несет ответственности за сам факт, т.к. он    не несет ответственности за жизнь и смерть другого  (  они принадлежат  самому человеку).  Но аналитик  несет ответственность за свою вовлеченность и  участие .  И тогда смерть пациента означает , что либо аналитик не был в него вовлечен вовсе (весь оставался снаружи), либо не осознавал своей вовлеченности (весь внутри).  

Задачей аналитика так же является -  умение сохранять в сознании текущее представление о внутреннем и внешнем, и их отличии друг от друга. Сохранять раздельно, для  дальнейшего воссоединения так, чтобы  душа выражала бы себя во внешнем мире, а внешняя жизнь развивала бы внутренний мир человека. Угроза самоубийства, страдание — это прежде всего смешение внутреннего (психическую реальность)  с внешним ( с конкретными людьми и событиями).. Биография души связана с переживанием. Она  описывается эмоциями, сновидениями и фантазиями.    История души — символы и парадоксы. Исследования истории души – и есть анализ. Аналитик продвигается вглубь  от истории болезни к истории души, исследует комплексы,  для поиска их архетипических значений  

Без страха,  предрассудков и патологических отклонений, самоубийство может стать "естественным", т.к. заключает в себе возможность человеческой природы, выбор.  Заботы аналитика связаны не  с выбором человеком самоубийства, а  со стремлением помочь пациенту понять значение этого выбора.

Порыв к самоубийству является стремлением к трансформации. Смерть  появляется, чтобы подготовить путь для трансформации. «Творческая сила убивает старое по мере того, как производит новое». Смятение и невротическое расстройство,  можно рассматривать как борьбу жизни со смертью. То, что невротик называет смертью (потому, что оно темно и неизвестно)— это новая жизнь, пытающаяся прорваться в сознание; то, что он называет жизнью ( т.к.оно знакомо)— это умирающий стереотип или паттерн, которому он пытается сохранить жизнь.

Трансформация начинается в тот момент, когда не осталось надежды. Отчаяние вызывает архетипический крик о помощи; «Моя единственная уверенность — это мое страдание, от которого я прошу избавить, послав мне смерть».  Это   "крик о помощи", а не желание жить. Аналитик продолжает работу, фиксируя переживания в сознании по мере их развития. Он обеспечивает возможность смертного переживания пациенту, то, в чем ему отказывают повсюду. Не создавая помех, аналитик, тем не менее, делает максимум возможного, чтобы препятствовать действительной смерти. Проникая в глубины психики пациента,  он дает ему ощущать себя  в  изоляции, и пациент,  в такой ситуации, уже  не сможет   спокойно разрушить их скрытый союз и сделать свой шаг самостоятельно.

Основная форма переживания – отчаяние  Чем более сознателен импульс к самоубийству, тем сильнее  отчаяние, и чем дольше это отчаяние можно выдержать, тем менее вероятно , что самоубийство произойдет случайно.
Тесная связь аналитика и пациента способна фокусировать суицидальные аффекты.  В анализе  наступает момент, когда пациент чувствует   опустошенность души и воли. Это  происходит, когда пациент впервые чувствует, что никакой надежды на улучшение или перемену. Анализ подводит к этому моменту,  и с помощью констелляции этого отчаяния  освобождает суицидальный импульс. Это переломный момент -  происходит умирание, расставание с фальшивой жизнью и неоправданными надеждами, из которых рождается недовольство.  

Отчаяние вводит в смертное переживание, и в то же время рождает потребность в возрождении, Существует единственная возможность  -    ждать, но ожидание — совместное.       Когда смертное переживание продолжает настаивать на суицидном образе, это означает, что Я пациента подходит к своему концу.   Выстроенная человеком жизнь становится  клеткой личностных обязательств, из которой следует выскочить.        Личность, которой овладели фантазии о самоубийстве, не способна уже пережить смерть психологически. Она не может пережить психическую  реальность , отдельно от своих проекций, и потому так непреодолимы для нее конкретная реальность и физическая смерть.  Работая с побуждением к самоубийству, аналитик  ставит побуждение на первое место,  не придает особой весомости физической смерти, он концентрируется на переживаниях. Когда есть подтверждение психической смерти, тогда это побуждение, можно освободить от навязчивой идеи осуществить самоубийство тела.


    Прочитав данную работу, мне необходимо изложить слабые и сильные стороны данной позиции, что сделать невозможно в силу того, что затронутая тема,  для меня является  чем то загадочным и непознанным.  Я поняла позицию аналитического психолога в отношении  к  потребность человека умереть. Но если понять умом такое можно, то  принять  душой – крайне сложно. Для меня такая работа аналитика – искусство!!!! Мне кажется, что  даже самое хорошее образование не способно   научить тонко  чувствовать душевные страдания другого человека…входить с ними в близкий душевный контакт не сливаясь.   В  будущем аналитике, должна быть какая то  природная чувствительность  и тонкая настройка на другую личность, что поможет ему  работать эффективно  в данной ситуации.  Говорить о слабых сторонах данной позиции – не серьезно… ибо человек не прошедший через собственную инициацию и собственную психологическую смерть – может только рассуждать об этом  не прочувствовав глубину и серьезность всего происходящего. 

В чем я полностью согласна, так это в  том, что выбор человека всегда  - его выбор. Его нельзя обесценивать и  ставить различного рода запреты, и тем более глупо взывать к разуму, поскольку эти тенденции лежат в глубинных слоях психики…  в душе. Но что крайне важно, это то, чтобы  в такие сложные испытания,  рядом находился  понимающий, принимающий человек. Еще больше повезет человеку, если это будет аналитик, который не только способен будет переживать, находясь рядом, но и  как профессионал  не дать человеку  «топтаться» и неуправляемо «тонуть», а помочь переживаниям полностью раскрыться, проявится, заявить о себе……

Для меня осталось непонятным только одно – могут ли подобные переживания  ( будучи  эмоционально открыто проявлены,  после того как смысл их будет переведен в сознание) -  изжиться????… Как пламя (которое горело ярко и готово было все сжечь вокруг, постепенно, поддерживаемое  человеком находящимся рядом)   выжигает все поленья и превращает их в пепел, который станет тем благодатным  удобрением  , которое позволит взойти на  прежнем месте костра , новым зеленым побегам??


Слюсарева О.В.


 
  О НАС
О МААП, Преподаватели, Московские юнгианские аналитики, Контакты
  САМОПОЗНАНИЕ
Психологические фильмы, Работа со сновидениями, Открытый Юнгианский лекторийКниги для самопознания, Книги для обученияБиблиотека
  КОНСУЛЬТАЦИИ
Кто такой аналитик, Детское консультирование, Родителям Ближайший аналитик, Виртуальный аналитик .
  БАЗОВЫЕ ПРОГРАММЫ
Расписание, Юнгианская психотерапия, Детский психоанализ, Записаться на обучающий курс, Дистанционное обучение
  КРАТКОСРОЧНЫЕ ПРОГРАММЫ
Расписание, Мифологическое в терапии, Типология личности, Таро, Песочная терапия, Психосоматика, Символдрама, Записаться...
  РЕГУЛЯРНЫЕ ГРУППЫ
Киноклуб, Литературный клуб, Родительский клуб, Сновидческая группа, Практика юнгианского анализа, Коллоквиумы, Лекторий по мифологии
  ВЫЕЗДНЫЕ ПРОЕКТЫ
Региональная программа, Преподаватели, Шаттловый анализ и супервизия
  КОНТАКТЫ
МААП, РОАП, В регионах РФ, В ближнем зарубежье
  БЛОГИ
ЖЖ, LiveInternet, ВКонтактеМойМир
 

ЕЩЁ НА САЙТЕ
Фотогалерея К.Г. Юнга, Юнг и юнгианцы, Цитаты, Рецензии, Дипломные исследования

  ЕЩЁ НА САЙТЕ
Аудио-видео материалы, Клинический центр  
 

ЕЩЁ НА САЙТЕ
Карта сайта, Написать админу, Ссылки, Форум, English, Архив событий ...