Главная О МААП Юнг и юнгианцы Библиотека Ссылки Форум Блог Контакты dvds vitrina In English Карта сайта
 
Верите ли вы в Бога? Я не верю, я знаю.
Карл Густав Юнг
 
 
 
 

Рецензии - Костина-Ерыкалова, Рецензия на книгу Мари Бонапарт «Женская сексуальность»


Рецензия на книгу Мари Бонапарт «Женская сексуальность»


Эта книга попала мне в руки в связи с темой женственности, и пришлась как нельзя кстати. Написанная 60 лет назад, она до сих пор не утратила ни актуальности, ни спорности. Бонапарт в этой книге предугадала победу феминизма и уменьшение различий между полами в будущем. Однако ее отношение к этому – отношение врача к патологии. Лично я не могу разделить ее реакции, и много раз во время чтения я почти злорадно улыбалась, вполне довольная произошедшими за эти годы изменениями в обществе. Классическому психоанализу до сих пор во многом свойственна оценка психических феноменов в терминах здоровье/болезнь, при том, что понятие здоровья и понятие нормы во многих случаях весьма спорно.
 

И все-таки эта книга мне скорее понравилась. Находкой можно считать, например, идею «клоачности» - хотя перевод некорректный, я считаю. В русском языке слово клоака имеет явно негативный оттенок и связано с нечистотами. Хотела ли Бонапарт придать термину, обозначающему сексуальные полости тела и связанные с этим качества, негативную окраску? Вряд ли. Клоака – это и яма, и полость, и пространство, и готовность принимать, впускать, это пустотность, это инклюз, одно в другом. Правильным было бы употребить слово «полостной». Так или иначе, но говоря о «клоачности», Бонапарт говорит и о телесных полостях, и о качествах пассивности, и о сосредоточенности на внутренних процессах. Впрочем, я уже привыкла употреблять термин «клоачность», предварительно долго объясняя, что имею ввиду.
 

В книге приведена таблица, дающая наглядное представление о фазах и подфазах развития (по Абрахаму). В ней оральная фаза имеет подфазы сосания и каннибализма, анальная – подфазы любви к частично и полностью отделенному объекту, а генитальная – подфазы любви к объекту с утраненными половыми органами и любви к цельному объекту.
 

Бонапарт показывает, что оральные фазы развития у мальчиков и девочек проходят одинаково. Сначала они занимают пассивную (клоачную, принимающую) позицию по отношению к объекту, затем вступают в активную орально-фаллическую фазу в отношении к матери.

Затем развитие мальчиков и девочек различается. Мальчики входят во вторую пассивную фаллическую фазу с частичным устранением фаллоса и частичным утверждением клоаки (пассивности) в отношениях с отцом – это временный пассивный негативный эдипов комплекс. Затем через латентный период мальчики проходят ко второй активной, зрелой генитальной фазе с утверждением фаллоса и эрогенным исключением клоаки.
 

Практика подтверждает эти наблюдения. Мальчики входят в латентную фазу не победителями, они занимают пассивную позицию по отношению к отцу, и лишь в пубертате приходят к активной фалличности.
 

У девочек немного другая картина. После активной фалличной фазы отношения к матери они входят в пассивную фазу отношения к отцу, при этом, как правило. Переживая более полную кастрацию, чем мальчики. Так они входят в латентную фазу, а выход из нее происходит или по активному, мужскому типу (и это Бонапарт считает патологией, клитороцентричностью), или у них наступает зрелая генитальная вагинальная пассивная фаза с устранением фаллоса и утверждением вагины.
 

Бонапарт утверждает эту последовательность фаз развития как единственно нормальную, а отклонения рассматривает как болезнь, отставание, застревание на одной из подфаз. И по этой схеме может быть описан и истолкован почти любой вариант развития – но в терминах патологии. Мне ближе концепция различных вариантов нормы и ветвей возможного развития.
 

Клитороцентричность это тоже ключевое понятие книги. Бонапарт видит в излишней клиторальной чувствительности женщины проблему, патологию развития, мужеподобность. Я бы сказала, что ей свойственен вагиноцентризм. Однако я, в отличии от автора, не могу с уверенностью заявлять, что преобладание клиторальной или вагинальной чувствительности и сексуальности может быть знаком здоровья или болезни.
 

Вероятно, большую уверенность автору придает точное знание разницы между мужским и женским путем развития, предназначения. Если функция каждого пола точно обозначена, то сомневаться действительно ни к чему. Однако мне кажется недостаточным и неадекватным довольствоваться функциональным природым назначением полов, заданным природой. Я вижу, что современный человек, будь то мужчина или женщина, уже далеко ушел от своей животной составляющей, пусть и не всегда в «лучшую» сторону.
 

Однако две дополняющих друг друга противоположности фалличность / клоачность мне нравятся, и кажутся очень рабочими. Чем же все-таки заменить термин клоака, чтобы негатив убрать? В каком-то смысле, негатив – часть картины, но хотелось бы не усиливать его самим термином.
 

Итак, фалличность это: активность, агрессия, движение, выпуклость, сопротивление.
 

Клоачность это: пассивность, принятие, ожидание, полость, подчинение.
 

И вот ведь удивительно, однако клоачные качества по умолчанию не уважаемы в социуме! А потом мы удивляемся истеричкам, которым не нравится быть женщинами, хочется иметь фаллос и быть мужчиной. Не в фаллосе дело, а в том, за что уважают. И понятно, почему так непрестижно быть пассивным, клоачным, извините, гомосексуалистом.


А околорелигиозную шутку помните? Почему женщина не может быть священнослужителем? Ну как же, е-омый не может быть пастырем, а е-ущий – пожалуйста.

В целом за 60 лет книга актуальности не утратила. Как многие психоаналитические книги, она написана вдумчиво и обстоятельно, четко и подробно. А тема женской сексуальности сейчас актуальна как никогда. Секс уже не отрицается и не скрывается, как в прошлом веке. Секс уже не упрощается до пошлости, как во времена сексуальной революции. Зато тема сексуальности и женской привлекательности активно эксплуатируется масс-медиа. В обществе потребления женщина в первую очередь объект, причем объект по доброй воле. Объект мужских желаний – и будь добра соответствуй, будь самым дорогим объектом, планка постоянно повышается. И чтобы не отставать, женщина совершенствуется, становится все более продвинутой. Она должна быть успешна как мужчина и при этом женственна – то есть одновременно фаллична и клоачна. Насколько ей это удается, и какой ценой?
 

Светлана Костина-Ерыкалова, 2010
 

 
  О НАС
О МААП, Преподаватели, Московские юнгианские аналитики, Контакты
  САМОПОЗНАНИЕ
Психологические фильмы, Работа со сновидениями, Открытый Юнгианский лекторийКниги для самопознания, Книги для обученияБиблиотека
  КОНСУЛЬТАЦИИ
Кто такой аналитик, Детское консультирование, Родителям Ближайший аналитик, Виртуальный аналитик .
  БАЗОВЫЕ ПРОГРАММЫ
Расписание, Юнгианская психотерапия, Детский психоанализ, Записаться на обучающий курс, Дистанционное обучение
  КРАТКОСРОЧНЫЕ ПРОГРАММЫ
Расписание, Мифологическое в терапии, Типология личности, Таро, Песочная терапия, Психосоматика, Символдрама, Записаться...
  РЕГУЛЯРНЫЕ ГРУППЫ
Киноклуб, Литературный клуб, Родительский клуб, Сновидческая группа, Практика юнгианского анализа, Коллоквиумы, Лекторий по мифологии
  ВЫЕЗДНЫЕ ПРОЕКТЫ
Региональная программа, Преподаватели, Шаттловый анализ и супервизия
  КОНТАКТЫ
МААП, РОАП, В регионах РФ, В ближнем зарубежье
  БЛОГИ
ЖЖ, LiveInternet, ВКонтактеМойМир
 

ЕЩЁ НА САЙТЕ
Фотогалерея К.Г. Юнга, Юнг и юнгианцы, Цитаты, Рецензии, Дипломные исследования

  ЕЩЁ НА САЙТЕ
Аудио-видео материалы, Клинический центр  
 

ЕЩЁ НА САЙТЕ
Карта сайта, Написать админу, Ссылки, Форум, English, Архив событий ...