Главная О МААП Юнг и юнгианцы Библиотека Ссылки Форум Блог Контакты dvds vitrina In English Карта сайта
 
Встреча двух личностей подобна контакту двух химических веществ: если есть хоть малейшая реакция, изменяются оба элемента.
Карл Густав Юнг
 
 
 
 

  - История одного путешествия (отчет о 1-й Южнороссийской юнгианской школе)


 
22-26 июля 2006 года прошла наша 1 Южно-российская юнгианская школа. Сейчас самое время понять, ассимилировать, отчасти интегрировать прожитый опыт и вместе побродить в воспоминаниях, вернувшись к прожитым дням.

Школа наша проходила на базе «Пихтовой бор» расположенной с правой стороны от трассы на Лаго-Наки в высоком буковом лесу. Достаточно живописное место, поляна (на ней расположена гостиница) на которой есть маленькое озеро с чистым родником, и вся поляна окружена лесом с высокими деревьями и тенистой кроной, так и заманивающей в глубь. Идя вглубь и спускаясь вниз приходишь к красивому водопаду.

Первый день начался с заезда, обустройства и дальше экскурсией в пещеры к Большой Азишской пещере и пещере Нежная. Большая пещера уходит вглубь на 26 метров, по дну которой протекает небольшая река. Пещера наполнены сталактитами и сталагмитами которые своими наростами и образованиями рождают  совершенно немыслеммые, разные образы, чувства, ощущения. Это было погружение в подземный мир, в недра земли, в мир тьмы наполненный своими тайнами, своей жизнью, своей мистикой, и возможно для многих символизировал погружение или путешествие внутрь себя, в свой собственный иногда неизведанный мир.

Дальше все дни, парадоксальным образом пролетали, мелькали и одновременно протекали и плавно двигались, были насыщенными, заполненными и одновременно совершенно  легкими, свободными и органично прожитыми.

Большое и достаточно волнующее пространство юнгианской школы заняли воркшоп «Архетипы Богов в нашей судьбе», «Ландшафтный психодизайн» - мистерии земли, огня, воды и воздуха. Построение храма стихий. Стикс.

Мифы, богини, боги, герои являются символическим выражением сконцентрированного внутреннего переживания человеком того или иного этапа на своем пути, когда он(а) понимает что задействованы энергии, внутренние схемы более древнее, более могущественные чем его сознание, которые он(она) со всей своей современной рациональностью не может понять или объяснить.

Мифы пробуждают чувства и воображения, поскольку связаны с сюжетами, являющимися частью общего наследия человечества.

Из откликов участников:  как интересно было признавать, находить, открывать  в себе ту или иную богиню, наблюдать влияние другой, сравнивать, понимать влияние какой отсутствует, а какой наоборот одержима, поглощена. Знание архетипов помогает понять по каким древним, пережитым, откристализованным временем схемам ты живешь, строишь взаимоотношения с близкими и дальними, дорогими и значимыми, и просто людьми вокруг, какие побуждения тобою движут, волнуют, будоражат.

И ты вдруг, неожиданно понимаешь, что твои межличностные и внутренние конфликты будоражат ум человеческий не одну тысячу лет…

Воздать хвалу Богам, какое странное и забытое действо…

«… Платон рассматривал философию как величайшее благо, ниспосланное Божеством человеку. Пифагор делал особый упор на философскую жизнь как обязательное условие мудрости. Аристотель говорил «Все люди естественно хотят познавать». Чтобы удовлетворить эту общую потребность, раскованный человеческий ум, интеллект исследует крайние пределы воображаемого пространства и воображаемого «я» в поисках отношений между единым и множественным, причиной и следствием, Природой и ее основаниями, разумом и его источником, душой и ее проявлением, духом и его субстанцией, иллюзией и реальностью.

Философия возникла из религиозных Мистерий античности и не была  отделена от религии до тех пор пока не угасли Мистерии. Отсюда, тот, кто хочет проникнуть в глубины философской мысли, должен ознакомиться с учениями тех инициированных жрецов, которые были первыми хранителями божественного откровения. Мистерии были хранителями трансцендентального знания, столь глубокого и непостижимого для всех, кроме наиболее возвышенных интеллектов, и столь мощного, что открывать его можно было только тем, чьи личные амбиции были мертвы, и кто посвятил свою жизнь бескорыстному служению человечеству.

Для того чтобы сделать простыми великие истины Природы и абстрактные принципы природных законов, жизненные силы Вселенной были персонифицированы, стали богами и богинями древних мифологий. В то время как невежественные массы оставляли свои приношения на алтарях, мудрые признавали в их статуях только символическое выражение великих абстрактных истин. В каждом городе древнего мира были философы и мистики, глубоко погруженные в тайны Природы. Эти  люди обычно собирались вместе, образуя замкнутые философские и религиозные общества. Наиболее важные из этих групп известны под названием Мистерий.

Символы язык Мистерий. На самом деле это язык не только мистицизма, но и всей природы, потому что каждый закон и сила, действующие во вселенной, проявляются и становятся доступными ограниченному уму человека посредством символов. С помощью символов люди искали способы сообщить друг другу нечто такое, что превосходит пределы и возможности языка…

Древние философы верили, что ни один человек не может жить разумно без фундаментального знания законов Природы. Прежде чем повиноваться, человек должен понимать, и Мистерии были посвящены обучению человека оперировать божественным законом в земной сфере.
Мистерии были организованы с целью оказания помощи человеку в пробуждении духовных сил, которые  спят в его душе. Другими словами, человеку предлагалось учение, позволявшее ему вернуть утерянное состояние…»
          
Мэнли П. Холл (см. библиографию, выбранные отрывки)
 
Это небольшой экскурс в истории чтобы перейти к пониманию, осмыслению прожитого опыта проводимых мистерий на юнгианской школе.
Участниками нашей школы являлись психологи, психотерапевты, психиатры. Люди , которые в повседневной жизни имеют дело с глубокими внутренними переживаниями людей приходящими к ним на прием, с каждой отдельной личностной историей за которой стоит своя история, своя философия, свои мотивы, свои мифы, свои чувства и ощущения.

Работа психолога, психотерапевта, психоаналитика непосредственно связана с человеком, с его внутреннем миром, с его душой, с его чувствами, с реальностью которая его окружает, а его реальность это то, что творится в его душе. Творится же, там могут самые разные и немыслимые вещи, бушуют энергии берущие начало в бессознательном человека.

Мне кажется, что в наше время человек все больше и больше отдаляется от природы , все больше чувствует себя изолированным, отделенным от природы, не включенным в нее органически, его контакт с природой нарушен, а с ним все меньше той глубокой эмоциональной энергии которую давала нам эта символическая связь.

Она все дальше и дальше складывается в глубинах бессознательного и прорывается в наших снах, в постоянном беспокойстве современного общества, тревогах наших клиентов. Все тоньше грань доверия  мудрости Природы, все труднее доверять себе как части этой Природы.
Наверное и целью проведение юнгианской школы является желание создание пространства, где собираются люди увлеченные своей профессией, имеющие в чем-то похожие философские взгляды на жизнь, где они могут обмениваться профессиональными  знаниями, говорить на одном языке, исследовать глубины бессознательных процессов, жить  в непосредственном соприкосновении с природой наслаждаясь ее энергией, таинственностью и мощью.
 
Мистерии Земли
 
Земля – ваши первые ассоциации на это слово?  Могила, мать плодородие, кормилица, перегной, копать, рыть, мир, планета.

Родина, мать, пух, подушка, вселенная, планета, чернозем, вулкан.

Дом, уверенность,еда,планета.

Это то, что в течении минуты набросали коллеги находящиеся в данный момент рядом.

Земля символизирует: земной мир - сельское хозяйство и подземный мир (содержащая минералы и металлы).

Вначале был хаос.  Это великая бездна, полная творческих сил и божественного семени, как бы единая беспорядочная масса, тяжелая и темная, смесь земли, воды, огня и воздуха. Из этой наполненной бездны вышли два могущественных божества; Уран – Небо и Гея - Земля. Первозданная материя, возникшая  после  разделения хаоса, земля стала элементом плодородия, матрицей, таящей в себе источники, корни и металлы. Она стала Кибелой, «творчеством человечества», как говорил Лукреций, Матерью-Землей для людей, которых она создала, кормит и которых она хоронит.

Земля твердыня, основа, материя, притягивающая,заземляющая опора, кормилица рождающая и забирающая  обратно, трансформирующая, содержащая, разлагающая и собирающая по частям.

Если огня не бывает без воздуха, то Земли не бывает без воды, но одной воды недостаточно. Чтобы земля стала плодородной, ее необходимо обработать и засеять. В прежние времена император Китая после вознесения молитвы просил небо послать дождь, вспахивая первую борозду плугом, лемех которого проникал в почву, олицетворяя фалос.

Два растительных кормильца, позволивших человеку выжить, это – зерно и виноград. Климент Александрийский сравнивал зерно с активной жизнью, а виноград с жизнью созерцательной. Зерно и виноград были основными элементами элевсинских и дионисийских таинств, целью которых было открыть посвященным мистерию жизни, приспособляя развитие человечества к растениям, периодическое возрождение и подъем сока которых казались человеку обещанием вечности. Поэтому акт погребения рассматривалось как посадка человеческого зерна, которое должно прорости.

Употребление вина, напитка богов, было средством познания и посвящения в таинства. Его сравнивали с кровью Диониса, а позднее Христа.
 
Земля - женский элемент. По преданию многих народов мира человек был сотворен из глины. Происхождение человеческого рода из праха земного представлялось еще более естественным потому, что на их языке слово  «земля» (Адама) грамматически есть женский род от слова «человек» (Адам). На основании многочисленных свидетельств, обнаруживаемых в вавилонской литературе, можно полагать, что и вавилоняне представляли себе человека созданным из глины.

По греческому преданию, мудрый Прометей также вылепил из глины первых людей в фокидском городе Панопее. Когда он окончил свою работу, то часть глины осталась на месте, ее можно было видеть еще долгое время спустя в форме двух больших глыб. Греческий путешественник, посетивший это место во 2 в. до нашей эры, утверждал, что эти глыбы имели цвет глины и распространяли сильных запах человеческого мяса.

Земля столько выносит от человечества, терпит, она бывает распята, разъята, осквернена, затоптана, заасфальтирована. И в то же время в гневе Земля может поглатить, разрушить, выплеснуть, уничтожить. А потом снова, вновь и вновь рождает, кормит, взращивает и принимает.

В символе Земли так много  женской, материнской доли, такая большая связь.. Сначала ты дочь, потом девушка, женщина.  Ты  узнаешь что беременна, семя посеяно и ты вступаешь в мир матери. Твое тело начинает изменяться, приобретать другие формы. С одной стороны тревога от того что происходит что-то тебе не подвластное, а с другой стороны доверяя себе понимаешь, что происходит таинство данное тебе природой, внутри тебя из разных частей, молекул, клеток собирается и формируется, растет и развивается человеческое существо (хаос материнской утробы). Муки родов, все тело разрывается на части ожидая освобождения, и опять одна надежда что природа доверит, подскажет, поможет, поймет, примет всю любовь и всю боль рождения. И вот ты уже не просто женщина, ты еще и мать и природа доверила свои секреты. Ты кормишь, взращиваешь, заботишься, ухаживаешь, устаешь, истощаешься, периодически думаешь за что все это мне, вырываешься, бежишь, а потом берешь на руки ребенка, прикладываешь к груди, смотришь на него, ночью просыпаешься от каждого шороха ребенка и долго вглядываешься в него, прикасаешься к ручкам, ножкам, тельцу понимая, что в эти моменты вселенная открывает перед тобой свет и мир. А в полночь Луна вновь пробуждает все женское начало чувственное, соблазнительное, увлекательное и завертелось колесо твоего земного предназначения….
 
Наиболее знаменитыми из всех древних Мистерий были Элевсинские мистерии, празднование которых проводилось каждые пять лет в городе Элевсине в честь Цереры (Деметра, Рея или Исида) и ее дочери Персефоны (символизирующую душу человека, часто называемую Психеей). Плутон, повелитель подземного мира, представляет тело разумного человека; похищение Персефоны есть символ человеческой души, подвергшейся нападению и развращенной, которую тянут в мрачные глубины Гадеса, являющегося синонимом материального, или объективного, сферы сознания.

Согласно Элевсинским Мистериям, душа человека принадлежит высшим мирам, где она освобожденная от материальных уз, по-настоящему жива и может быть сама собой. Физическая природа человека, согласно этой доктрине, есть могила, ложное и временное вместилище, источник всех бед и страданий. Платон считал тело гробницей души, и при этом он подразумевал не только человеческую форму, но и ее природу. Мрачный характер Малых Мистерий символизировал невозможность душе выразить себя, ее агонию из-за человеческой ограниченности и иллюзорности человеческого окружения.
 
Культ Митры свершался в пещерах. Порфирий в своей «Пещере Нимф» утверждает, что Заратуштра был первым, кто сконцентрировал внимание на пещере как месте поклонения Богу, потому что пещера является символом Земли, или низшего мира тьмы.

Проникая в ад (нижнюю и внутреннюю часть земли) мы встречаемся с символами пропасти и бездны, которая является обителью мертвых, что внушает тоску и грусть, а может страх и ужас.

Древний подземный мир был населен целым сонмом хтонических божеств, среди которых  мы узнаем символы наших  состояний: боль и ненависть, агрессивность и скаредность, страх и отчаяние, воплощенные в многочисленных демонических существах. 
                      
Для чего же мы спускаемся в ад собственного внутреннего мира, собственной души, собственных страстей?  Тайные мотивы души ищущей выхода, блуждающей во тьме? А может быть вообще душа еще не найдена и эта та драгоценность,за которой нужно спуститься в ад, та Персефона похищенная Гадесом (по гречески Незримым).

С чем же или с кем мы встречаемся спускаясь в подземный мир?

Христианская традиция признает за мертвыми, отошедшими в мир иной, некую иерархию посмертных состояний, соответствующую ночи Ада, сумеркам чистилища и свету Рая. Древние разделяли трилогию положения душ умерших  на сон без сноведений в Эребе, муки и пытки в Тартаре и сладкий отдых в Раю. Вергилий (из «Энеиды»)так описывает схождение Энея к воротам ада под руководством Сивиллы:

Вяз посередине стоит огромный и темный, раскинув
Старые ветви свои; сновидений лживое племя
Там находит приют, под каждым листком притаившись.
В том же преддверье толпой тесняться тени чудовищ:
Сциллы двувидные тут и кентавров стада обитают,
Тут Бриабрей сторукий живет, и дракон из Лернейской
Топи шипит, и Химера огнем врагов устрашает,
Гарпии стаей вокруг великанов трехтелых летают…
Меч Эней обнажил, внезапным страхом охвачен,
Выставив острый клинок, чтобы встретить натиск чудовищ,
И не напомни ему многомудрая дева, что этот
Рой бестелесных теней сохраняет лишь видимость жизни,
Ринулся он бы на них, пустоту мечом рассекая.

 
«Как это ни странно, в мифологии дракон есть мать. Этот мотив можно встретить во всем мире, и само чудовище называют матерью-драконом.
Мать-дракон каждый раз поедает свое дитя, она засасывает его обратно после того, как пораждает, «чудовищная мать», как ее иначе называют, ждет с широко раскрытым ртом свою добычу где-то у западных морей, и, когда человек приближается к этому рту, чудовище заглатывает жертву. Чудовищный образ является матерью каменных гробов, пожиратели плоти; это в измененном виде Матута, мать мертвых, или богиня смерти.
Понятно, что  эти чудовища не из реальной жизни. Конечно, мы имеем дело с архетипами в этих образах…
» К.Г.Юнг.
 
Спускаясь в глубь земли подходим к среднему слою Земли – мантии (это раскаленная смесь твердых и расплавленных пород) и к самому центру Земли раскаленному металлическому ядру. В самом сердце Земли (первичная материя, философское Яйцо заключенное в тигль, как Мировое яйцо в пещеру) температура почти такая же, как на поверхности Солнца. Стиснутая в недрах Земли магма- смесь раскаленных жидких горных пород и газа – пытается найти слабое место в земной коре и вырваться наружу. Вулканы и землетрясения постоянно напоминают нам о колоссальной энергии, заключенной в недрах нашей Земли. Тепловые потоки, поднимаясь из ядра, раскаляют мантию. Породы мантии рвутся вверх, раскалывают твердую кору и вызывают  землетрясения и извержение вулканов.

«…Землетрясения, с одной стороны, представляют собой аллюзию на сошествие Христа в ад и его воскресение, а с другой – символизирует потрясение однообразного земного существования человека, в чьей жизни и душе наконец, проявилось значение, что одновременно создает и угрозу, и возможность возвышения…» К.Юнг

Это символически описывает внутренний мир, динамику психики, ее энергию. Ядро психики содержит большую энергию, центральное пламя поддерживающее жизнь. Эта зона включает содержания, которые со стихийной силой, подобно каким-то чуждым элементам, извергаются прямо из глубинного, темного центра бессознательного, в виде образов символов, аффектов, примитивных инстинктов, иногда доступных частичному контролю с нашей стороны, но которые никогда не могут быть полностью осознанны и ассимилированы нашим «Я». Будучи совершенно автономными, они обеспечивают материал не только для неврозов и психозов, но и для многих видений и фантазий творческих людей.

Вызревшие в недрах Земли минералы, как эмбрионы улучшающие свои данные в матрице земли, до приобретения ими свойств золота – ископаемого света, который является воплощенным знанием.

Коснувшись этого пламени подходим к мистерии огня.
 
Мистерии Огня
 
Культ огня берет начало в духовной природе света. Агни, предусмотрительность, являющийся озарением мысли, воли, покоряющую и завоевывающую мир, он одновременно производитель, очиститель, разрушитель.

Он является озарением мысли, а также солнечное божество освещающее и согревающее мир Жар исходящий от огня, при встрече с материей становился духовным горением всякого испытания и рассматривался алхимиками как горнило испытаний, пребывающее внутри человека, в центре его сердца. Функция огня заключается в преобразовании всего, что он охватывает, из состоянии несовершенства, в состояние высшего порядка. Огонь энергия психики, «вечно живущий огонь».
 
Добывание огня символизирует половой акт. Жертвенный огонь возгорается при помощи трения двух деревяшек, одна из которых символизирует фаллос (мужчину) и другая подвергающаяся сверлению женщину. Полученный огонь есть  дитя, божеский сын Agni Огонь символизирует либидо человека, его жизненную энергию.
 
«Отверни свои глаза от огня. Здесь есть пространство. Обрати свои глаза к огню. Здесь есть время…». Концентрируясь на энергии огня, направляешь всю энергию на движение, на осознавание и озарение, на концентрацию воли. Слишком сильное горение говорит о большой концентрации воли, следовательно в своей полярности о полной дезорганизации внутри, достаточно эмоционально заряженных наплывов, напряжения психики, аффектов. Отвернувшись от огня видишь пространство, тихое ощущение движения бессознательного, улавливаешь тишину, соприкасаешься с первозданностью. «Умеренный огонь есть мастер работы» (К.Нови)Умеренный огонь кузница творчества, возможность ощущая теплоту строить терапевтические отношения с нашими клиентами основанные на доверии, предоставлять пустое пространство, для размещения внутренних процессов клиентов и одновременно позволяя собственным образам, мыслям, ощущениям течь потоком осознавания, держа  достаточно очерченные границы сессии.

Из откликов участников: огонь он соблазнительный и опасный, красив в своем предъявлении. Ходить по углям – очередной этап раскрытия своих возможностей, казалось, что никогда не смогу этого сделать. Дает силу, энергию, смелость, храбрость, ощущение мужской, активной энергии. При прыжке через костер смесь разных чувств: страха, возбуждения, радости, дух захватывал. Когда смотрели на огонь приходили разные мысли, образы, ощущения, о которых хочется еще подумать.
 
Мистерии воды

Вода что-то переливчатое, зеркальное, струящееся, освежающее, очищающее, наполняющее.Глядя в воду, сначала видишь свое отображение, зеркальную гладь присмотревшись замечаешь подводный мир: камушки, ил, малюсков, рыбок и т.д. Окунаясь наслаждаешься влагой, впитывая ее, плескаясь, барахтаясь заигрываешь с водой, снимая все излишнее напряжение в теле. В воду всегда входишь раздетая, открытая и погружаясь сливаешься с первозданной природой.

Погружаясь в море, на глубину, в какой-то момент теряешь ориентиры, ты не знаешь где верх, где низ, право, лево, под ногами нет опоры, ты находишься во взвешенном состоянии, это ощущение вне времени и пространства, ощущение соприкосновения с бессознательным, в котором растворяется твое «Я». Мир воды притягивает, проникает, заполняет, растворяет, изменяет, иногда поглощает, но неизменно влечет. И пока достаточно воздуха (есть кислород), ты можешь наблюдать, осознавать, что-то понимать, созерцать, а дальше повинуясь инстинкту, желанию жить, поднимаешься на поверхность.

Дорога воды всегда ведет вниз, она стремится заполнить пустоты, лагуны, образуя озера, реки, находя себе русло, пробивая источник и все время двигается к самым большим впадинам Земли морям и океанам. Из-за способности воды растворять, дно морей и океанов имеет самый тонкий слой земной коры, именно там чаще всего происходят землетрясения и извержения вулканов. Когда светит солнце, вода испаряется и начинается дорога вверх, а затем орошая и оплодотворяя Землю падает вновь вниз.

Вода служит символом вечно меняющегося мира иллюзий.

Вода земли – это источник жизни, символ бессознательного. Она представляет бесконечные возможности для использования, сулит развитие и гибельные опасности всякого рода. Окунуться в воду – значит вернуться к истокам, погружение способность восстановиться. Крещение – это второе рождение, и любой культ процветал и благоденствовал у водного источника.

Вода – это душа или дух растворенный, то есть психическая «субстанция». Вода делает мертвое – живым, а живое – мертвым, освещает тьму и затемняет свет, концентрирует морскую воду и гасит огонь». «Тайна всего сущего – жизнь, которая является водой, ибо вода растворяет тело в духе и забирает дух умершего».

Море символ коллективного бессознательного. Поэтому наплывы бессознательного прорываются в сознание в виде наводнения, цунами, землятресений что грозит сметанию границ, защит. Сопротивление разума бессознательному – это необходимость, без которой разум не смог проявиться.

Древние верили, что все реки, даже в глубине материка, под землей соединяются с морем и находятся под опекой особых божеств, ведущих свой род от Океана или Посейдона. В глубину грота из которого вытекает ручей, находится таинственный дворец бога реки. Окруженный нимфами, он управляет бегом своих вод, устанавливает и меняет русло. Речным богам ставили храмы и алтари, в жертву им приносили быков и лощадей.

Нимфа (по-гречески – девушка) была как бы промежуточным существом между богом и человеком. Они были воплощением всего, что мило, привлекательно и нежно в природе. Нимфы считались божествами здоровья, были также ясновидящими и умели предсказывать будущее. Солдат возвращаясь с войны жертвовал им шлем или копье, рыбак – сеть, крестьяне первые плоды земли и первый приплод стада. К их гротам приносили печенье, фрукты, гроздья винограда, а лепестки роз и венки из цветов, бросали в воды их источников.

Из откликов участников: побывав нимфами и сатирами, как будто сняли свой покров, обнажились, дети природы. Про признание изначальной женственности и мужественности (Адам и Ева), принятие тела, его форм, природной красоты, грации, чистоты и нежности. Игра, соблазнение, таинственность, увлечение.

Стихию воды  почувствовали в Каньоне реки Белой, куда мы отправились на экскурсию. Каньон реки обладает магической красотой и силой. Кипящая в теснине мощь невольно вызвала  волнение перед неукротимой энергией, красотой и силой природы.
 
Мистерии воздуха
 
Воздух – чистый элемент промежуточного мира, посредник между небом и землей, огнем и водой.

«Ветер – это воздух, воздух – это жизнь, жизнь – это душа».

Воздух дыхание жизни. Когда Бог сотворил человека, он вдохнул в него жизнь. Дуновение ветра, дыхание жизни, свободное движение, активность, воля, движение мысли иногда неожиданное с поворотами.

Полет птицы олицетворяет парение мысли, возможностью созерцать с высоты и широты полета, взлететь  и охватить суть в целом и интуитивным озарением найти основную точку проникновения.

Эта способность мыслить как воздух, как ветер пронизывать, проникать, осознавать и через сопротивление, страх, боль  расширять границы своего «Я», обогащая  свою внутреннюю осознающую личность.

В соприкосновение духа с жизнью, с душой рождаются образы наполненные силой чувств и эмоциональным содержанием, творческая сила и вдохновение, встреча с собственной истинностью и может быть смыслом.

Бодрствующее сознание – видеть возможности.

«Способность птиц покидать землю и взлетать вверх к источнику света привела к тому, что их стали ассоциировать с устремлениями, чистотой и красотой. Крылья как символ олицетворения усилий превозмочь материю. Гравитация, являющаяся законом материального мира, есть импульс, направленный к центру материальности. Левитация, являющая законом духовного мира, есть импульс, направленный к центру духовности…В готических мистериях пролетающие по небу птицы считались мыслями Бога...» М.П.Холл.

Из откликов участников: выбрать свою птицу и сотворить ее. Все по-разному отнеслись к этому заданию. У кого-то вызвало сопротивление, кто-то был воодушевлен, кому-то было легко и выбрать птицу и ее сделать, кто-то был раздражен потому, что   не получалось, у кого-то осталось как незавершенная ситуация и т.д.

Запустить свою птицу; выпустить свое творение, как некое освобождение души, парение.
 
Для чего это знакомство с энергиями стихий, их понимание?
 
«.. Четыре сущности, или стихии, собирают вместе и помещают в сферический сосуд, то есть, четыре аспекта или функции интегрируются в сознание, так, что почти достигнута целостность. Но «результат» можно получить, только продвигаясь вперед. Ибо «результат» означает нечто большее, чем интеграция четырех сущностей… В действительности это указывает на возможность осознание всего предварительного материала, то есть принципиальных аспектов психики. Затем возникает вопрос, как поведут себя все эти дивергентные факторы, ранее державшиеся порознь из-за явно непреодолимой несовместимости, и что будет делать с ними Эго...» К.Г.Юнг.

В нашей психотерапевтической практики работая со своими клиентами, мы каждый раз, имеем дело с энергиями психики, иногда взрывными и необузданными (в случае с пограничными клиентами), контейнируя их, мы тем самым наполняем наш контейнер этим  хаосом который важно в начале дифференцировать разделить, затем осмыслить, нормализовать и возвратить необходимое. Поэтому, каждый раз в нашем контейнере происходит начало алхимического процесса. Посему чем больше мы знаем о природе энергии, о формах ее проявлений, тем больше понимаем что за возможные движения происходят   в динамике психических процессов наших клиентов, их бессознательных причин и мотивов и понимание какие наши бессознательные энергии были задействованы в собственной психике. В этом алхимическом процессе психотерапевт, задействован как одна из его частей.

Психотерапевтический кабинет есть алхимическая реторта, где психическая энергия, жизнь имеет возможность разместиться  и начать свои превращения, реакции, свое движение к осмыслению собственной жизни, и к более полному ее проживанию.
 
Лабиринт


Лабиринты были излюбленным местом инициации во многих древних культах. Остатки этих мистических  лабиринтов сохранились у американских индейцев, индусов, персов, египтян и греков. Некоторые лабиринты представляли собой просто хитросплетения дорожек, выложенных камнями; другие лабиринты были буквально милями мрачных пещер под храмами или же под горами. Знаменитый Критский лабиринт, в котором обитал Минотавр с головою быка, был, местом инициаций в Критские Мистерии.

Лабиринты были символами обремененности и иллюзорного характера низшего мира, по которому душа скитается в поисках истины. В лабиринте обитает низшее животное – человек с головой быка, олицетворяющий инстинктивную природу.

Бредешь по лабиринту влекомая ощущениями и интуицией, сталкиваясь с хитросплетениями судьбы.Судьба как лабиринт, ее определяешь неожиданно, вспышками, озарениями бессознательного, а также оглядываясь и осмысливая прошлое. Лицо судьбы?...С ней «Я»  ведет свой диалог, наверное, сталкиваешься с самим собой, с собственным выбором.

В центр лабиринта вкладываешь свою истину, свой смысл и вдруг обнаруживаешь начало пути. «Часто возникает впечатление, что душа человека «бегает вокруг центральной точки, как пугливое животное, одновременно очарованная и страшащаяся, вечно ускользающая, но все же постоянно влекомая все ближе». К.Юнг.

Так и мы бредем по жизни как по лабиринту, плетя  собственную судьбу, не помня начала пути, не зная его конца,  идя за интуицией, ощущениями, озарениями сознания, выбирая из множества свой поворот, стремясь к собственному центру, самости. Оказываемся в лабиринтах своих клиентов, хитросплетениях их судеб, в их тупиках, кризисах, переживаниях, и вооружившись собственной интуицией, ощущениями и знаниями вступаем с ними в этот путь.
 
Из откликов участников:  какое-то захватывающее действие, игра с самим с собой. Создание компьютерной игры со своими загадками и стремлению к чему-то очень важному, что где-то запрятано, что-то очень ценное.

Строя лабиринт чувствуешь себя Мойрой, дойдя до построения центра, точки понимаешь, что что-то важное случилось, есть опора, и в ней что-то очень ценное, есть смысл.
 
Пирамиды


Мы можем рассматривать мир как землю в космическом Океане, как остров – в центре его высится гора, а вершину горы венчает святое дерево.

Пирамида погребальный холм, говорящий о величии. То, что ты накопишь за жизнь, ты будешь использовать после смерти. Главная мысль: жизнь это подготовка к смерти. «Все боится времени, время боится пирамид». Вместилище души (Ка) – это мумия. Если нет мумии Ка беспризорная. Поэтому было очень важно выдержать ритуал погребения. При построении пирамиды (Хуфу) египтяни все высчитывали по звездам. Они считали, что все в космосе находится в постоянном движении, кроме одной черной точки, ее египтяне чтили за постоянство. Над ней и под ней две звезды сходились в одну линию, по ней и была выстроена ось и обозначена центральная точка при построении пирамид.

«…Как пирамида, так и холм являются архетипом Священной Горы, или Высочайшего Места Бога, которая полагают, находится «посередь» земли. Джон П.Лунди относит великую Пирамиду к сказочному Олимпу, предполагая далее, что ее подземные ходы соответствуют мрачным закоулкам Гадеса. Квадратное основание Пирамиды есть постоянное напоминание о том, что Дом Мудрости был твердо основан на непоколебимых законах природы. «Гностики – пишет Альберт Пайк, - утверждают, что все здания их науки покоится на квадрате, углами которого являются Молчание; Глубина; Разум; Истина». Стороны Великой Пирамиды глядят на четыре главных стороны света, что означает, противоположности тепла и холода (юг и север), света и тьмы (восток и запад). От каждой стороны квадрата поднимается треугольник, представляя трехмерное божественное существо, заключенное в четырехмерную материальную природу… Егептянами Великая Пирамида ассоциировалась с Гермесом, богом мудрости и письма, Божественным Просветителем, которому покланяются через планету Меркурий. Соотнесение Гермеса с Пирамидой заново утверждает тот факт, что на самом деле Пирамида была главным храмом Невидимого и Верховного Божества. Она не обсерватория или гробница, а первый храм  Мистерий, первая структура, служащая хранилищем тех секретных истин, которые являются основанием всех искусств и наук. Она была совершенной эмблемой микрокосмоса и макрокосмоса и, согласно секретным учениям, гробницей Осириса, черного бога Нила. Через мистические проходы и камеры Великой Пирамиды проходили инициированные древности. Они входили как люди, а выходили как боги….Великая Пирамида может быть уподоблена воротам, через которые древние жрецы позволяли проходить для достижения индивидуального завершения лишь немногим… Современный мир мало знает об этих древних обрядах…О Великой Пирамиде говорят, как о наиболее совершенном сооружении в мире, источнике весов и мер, подлинном Ноевом Ковчеге, начале всех языков, алфавитов и шкал температуры и влажности…,что Великая Пирамида является воротами в Вечность...» Мэнли П.Холл.

Из откликов участников:  При строительстве пирамиды было очень важно найти внутреннюю точку опоры, в которой сконцентрированы мысли, чувства, ощущения. Далее создать хорошую опору, основу, заложить фундамент, а дальше камушек за камушком двигаться вверх, все время ощущая или вновь ища точку опоры. После построения пришло ощущение наполненности и завершения чего-то выполненного, важного.
 
Сад камней

В период правления дома Асикага, в особенности со времени третего сёгуна Ёсимицу (1358-1408), наибольшее влияние в духовной жизни стало приобретать учение Дзэн. символизирует дзэнское мировосприятие.

Философия дзэн-буддизма царит в монастыре Покоящегося дракона (Рёандзи), прославившегося за пределами Японии своим садом камней.

«Сад камней», «Философский сад», «Сад Рёандзи»…Десятки имен у главной достопримечательности японского города Киото и, вероятно, самой большой его ценности, и десятки толкований сути, какую вложил столетия назад мудрый монах Соами в пятнадцать черных необработанных и разных по величине камней, разбросанных по белому песку. Есть в нем своеобразно спланированный хаос, с какой бы точки ни рассматривал посетитель сада эту композицию, пятнадцатый камень всегда оказывается вне поля его зрения, одному человеку доступно охватить взором лишь четырнадцать камней, ведь в саду пятнадцатый камень всегда ускользает от взгляда…Обязательно остается что-то неизвестное, несосчитанное, неучтенное… Постичь суть каменного хаоса, сотворенного человеческим разумом, возможно лишь очистившись от привычных стереотипов, предвзятости и высокомерной уверенности, что нет вопросов, на которые еще не найден ответ». В.Цветов.

Тайна, что-то скрытое, сокрытое внутри, непонятное, что-то чье присутствие неожиданное обнаруживаешь ( в виде заряженных аффектов, эмоциональных выплесков, внезапно нахлынувших чувств ) или обнаруживает кто-то. Тайны как скелет в шкафу, ведут свою бессознательную жизнь, все время ускользают от осознавания, вытесняется. «… В саду монастыря Рёандзи одному человеку доступно охватить взором лишь четырнадцать камней, но находящиеся там люди все вместе видят сад целиком..».В.Цветов. Тайна изолирует, дезорганизует. Человека от других людей начинает отделять непреодолимая стена. Если тайна становится разделенная с другими, признана и принята, то это ведет к таинству, к поиску все время ускользающей истины, пониманию и осмыслению процессов, к более целостному восприятию.
 
Отклики участников:
увлекающее, интригующее занятие, попытка создать сад камней с невидимым пятнадцатым камнем, и в тоже время донести какой-то смысл, тайну, отобразить многогранность и включить  игру воображения, все время подтверждая, что не существует окончательной истины, что она всегда перетекает в разные противоположности, полюса.
 
Отклики участников на построение храмов стихий: после проживания соприкосновения с энергиями стихий, с энергиями психики построение храмов способствовало символическому их выражению, научению с ними быть, и нахождение конструктивного выхода, предъявления. Было увлекательно и интересно.
 
Стикс

« В преддверии адского царства толпятся странные и страшные фигуры. Там Печаль прохаживается в сопровождении своих сестер – Забот. Бледные болезни и изможденная старость, вечно трясущаяся тревога и оборванная Нищета снуют по сырым углам…

Самая большая из адских рек, Стикс девять раз опоясывает все подземное царство. Одним рукавом Стикс вливается в русло Коцита (реки плача), о которой берет начало Лета – река забвения… Желая достигнуть мира умерших, душа должна переплыть через все эти реки…». Ян Парадовский.

Долгой дорогой жизни бредешь и на этом пути постоянно проживаешь различные трансформации, человек обречен  все время развиваться, изменяться (правда эта обреченность  может быть очень увлекательным и интересным занятием). В процессе  трансформации проходишь разные этапы, и один из этапов это умирание, погружение в депрессию, отчаяние, одиночество, сомнение, страх и т.д. Далее перегнивание, растворение в виде изменения и расширения своего осознающего «Я». В этом сложном процессе ощущаешь всю хрупкость нашего осознающего «Я».

Отклики участников:
1) когда закрыли глаза, взгляд обратился вовнутрь: было тревожно, страшно куда нас ведут, когда остановимся, цель нашего путешествия, что увидишь когда откроют глаза, что ждет.
2) когда открыли -  раздражение от столпотворения у пруда (символично, скопление душ у реки Стикс)
3) когда зажгли свечку и выпустили в плавание по реке, было красиво (караван свечей) и тревожно (что может потухнуть), немножко грустно. Ощущение что душа нашла свой выход и продолжила свой путь.
 
 
Вся летняя школа была большая алхимическая реторта, в которой начал проходить алхимический процесс. Свое движение начали четыре функции сознания улавливающие движение бессознательного в виде проживания архетипов, их оживления. Этот осторожный диалог с бессознательным констатировался каждое утро на матрице сноведений. В предпоследний день у реки «Стикс» (символично) мы выпустили, в виде свечи, последний светоч сознания и превратились в первоматерию, полную творческого хаоса. Начало положено.
 
 
Список литературы:
 
1. К.Г.Юнг
2. Ян Парадовский «Мифология»
3. Д.Д.Фрезер «Золотая ветвь»
4. Л.Бенуас «Знаки, символы, мифы»
5. Н.А. Федоров, В.И. Мирошенкова «Античная литература»
6. Мэнли П. Холл «Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии»
 


 
  О НАС
О МААП, Преподаватели, Московские юнгианские аналитики, Контакты
  САМОПОЗНАНИЕ
Психологические фильмы, Работа со сновидениями, Открытый Юнгианский лекторийКниги для самопознания, Книги для обученияБиблиотека
  КОНСУЛЬТАЦИИ
Кто такой аналитик, Детское консультирование, Родителям Ближайший аналитик, Виртуальный аналитик .
  БАЗОВЫЕ ПРОГРАММЫ
Расписание, Юнгианская психотерапия, Детский психоанализ, Записаться на обучающий курс, Дистанционное обучение
  КРАТКОСРОЧНЫЕ ПРОГРАММЫ
Расписание, Мифологическое в терапии, Типология личности, Таро, Песочная терапия, Психосоматика, Символдрама, Записаться...
  РЕГУЛЯРНЫЕ ГРУППЫ
Киноклуб, Литературный клуб, Родительский клуб, Сновидческая группа, Практика юнгианского анализа, Коллоквиумы, Лекторий по мифологии
  ВЫЕЗДНЫЕ ПРОЕКТЫ
Региональная программа, Преподаватели, Шаттловый анализ и супервизия
  КОНТАКТЫ
МААП, РОАП, В регионах РФ, В ближнем зарубежье
  БЛОГИ
ЖЖ, LiveInternet, ВКонтактеМойМир
 

ЕЩЁ НА САЙТЕ
Фотогалерея К.Г. Юнга, Юнг и юнгианцы, Цитаты, Рецензии, Дипломные исследования

  ЕЩЁ НА САЙТЕ
Аудио-видео материалы, Клинический центр  
 

ЕЩЁ НА САЙТЕ
Карта сайта, Написать админу, Ссылки, Форум, English, Архив событий ...