Главная О МААП Юнг и юнгианцы Библиотека Ссылки Форум Блог Контакты dvds vitrina In English Карта сайта
 
Даже счастливая жизнь невозможно без доли мрака, и слово «счастливый» потеряло бы свой смысл, если бы оно не уравновешивалось печалью. Происходящие события следует принимать с терпением и самообладанием.
Карл Густав Юнг
 
 
 
 

  - Ковтун Е.А. Трансформации персоны на пути индивидуации


 
Персона, в переводе с греческого – маска. Маску надевали актеры, выступая перед зрителями на сцене. Какой бы красивой и интересной ни являлась бы маска, или роль, оценивалась, в конечном счете, сама игра. Роль актер выбирает ту, которую ему легче или интереснее играть, или он знает как ее играть. Если актер выбирает не свою маску и играет то, что ему не близко или не интересно результат может оказаться плачевным – зрители просто разбегутся. Для актера важна игра, но, также важны зрители, поскольку для себя играть не имеет смысла. В конечном итоге важна связь между актером и зрителем.

Если эту метафору спроецировать на структуру психики, можно заметить тесную связь между внешним аспектом личности - персоной и ее внутренним, глубинным миром. Персона, в юнгианской терминологии - важная составляющая часть в структуре сознания и психики, она является проводником между внутренним миром человека и его внешними проявлениями, это личная система адаптации к миру. «Персона – это то, чем человек не является на самом деле, а то, чем он сам считает себя, и то, чем его считают другие» (К.Юнг). Я бы сказала, что персона – это не все, чем человек является на самом деле, а только одна из внешних составляющих личности, поскольку человек на каждом этапе своего жизненного пути может попеременно сменять несколько персон, являясь одновременно и членом семьи – отцом,  и руководителем или подчиненным на службе,  и игроком футбольной команды или болельщиком и т.д.

Человек за свою жизнь проживает много персон – ролей, они помогают ему  реализовывать, проявлять себя так, как на данный момент он готов. Но удовлетворение, полнота и гармония жизни ощущается лишь в случае конгруэнтности, персоны и самости – самой глубинной части личности, некой трансцендентной функции психики. Фальшь, неверность, несоответствие персоны – роли  возможностям личности тут же обнаружится окружающими, да и самой личностью, которая будет испытывать дискомфорт и усталость от ненужной ноши. Если человек, как и актер будет играть несоответствующую, несвоевременную для себя роль, не вытекающую из естественного процесса трансформации или индивидуации, он так и не сможет осознать смысла своего существования.

Цель юнгианской терапии, насколько возможно приблизить человека к его самости. Поскольку достичь последнюю невозможно, в силу ее трансцендентности, цель и средство достижения в данном случае одно и то же. Чем более зрелой является личность, благодаря процессу индивидуации, тем ближе она к самости, тем более органична в своих проявлениях ее персона. Этот процесс нельзя ускорить, можно только проживать и отмечать его. Ребенок, хоть и «божественный» не может стать «мудрецом» в одночасье. Он должен пройти все стадии взросления, трансформаций своей личности. Мудрость, в той или иной степени может присутствовать и на ранних этапах развития, она имеет накопительную силу, набирая ее в трансформационных событиях, в которых личность может умирать и возрождаться в новых ипостасях, развиваясь и становясь на порядок выше. Эта идея отражена в русских народных сказках, где герои умирают и возрождаются, ныряя в кипящее молоко, будучи собранными из кусков, сбрызнутых мертвой и живой  водой, отравленные ядовитым яблоком или заснувшие на столетие, уколовшись заколдованным веретеном. Герои-царевичи или молодые принцессы, таким образом, метафорически обретают новые качества, новые сути, другие персоны, которые уже на порядок выше предыдущих.

«Все представления о возрождении основываются на факте существования естественных процессов трансформации. Они происходят с нами сами собой, хотим мы этого или нет, знаем мы об этом или не знаем. Естественные трансформационные процессы  проявляются, как правило во сне. Сновидения – символы процесса индивидуации. Все они без исключения обнаруживали символику возрождения. Здесь мы имеем дело с продолжительным процессом внутренней трансформации и превращения в другое существо. Это «другое существо» есть живущий в нас самих другой человек – та значительная и сильная личность, которая развивается внутри нас, внутренний друг души. Этот другой человек, которым нас хотела бы сделать природа, которым мы также являемся, хотя и никогда не сможем сделаться им полностью» (К. Юнг).

На сознательном уровне мы не всегда можем рассказать о себе, обосновать и объяснить любое свое  действие, поведение. Мы далеко не все можем понять и объяснить  в своих чувствах. Какие-нибудь досадные мелкие факты будут мешать выстроить безупречно-понятную историю.

С помощью опосредованных проективных, психоаналитических, арттерапевтических  методов можно проникнуть на более глубокие уровни сознания, обрести более  рельефное, качественное представление о себе, понять свои мотивы и возможности. А также, ссылаясь на точку зрения К. Г. Юнга о том, что сновидения – символы процесса индивидуации, использовать этот доступный, практически для каждого человека материал.

Трансформационные процессы бесконечны пока человек живет и мыслит, равно как и процесс индивидуации. Ничто не может помешать нам стать не просто путником – созерцателем своего жизненного пути, но ученым – исследователем, активно в нем участвующим.
 
 
Воркшоп «Маски души»
 

Содержание воркшопа базируется на идее сравнения представлений личности о себе с представлениями о ней социума и тесно связано с понятием персоны. Одновременно включаются проблемы проекций и переносов, что затрагивает более глубокие слои структуры личности: понятия анимуса и тени.

Цели: с помощью техник активного воображения, арттерапии, межличностного взаимодействия, метода амплификации расширить представление о себе, своих возможностях, обогатить свои коммуникативные навыки.
 
Ход проведения
 
1. Знакомство участников. Ожидания. Метафора состояния: представить свое актуальное состояние в виде ассоциации, образа.

2. Упражнение 1. «Презентация своей «души».
Инструкция участникам: Примите удобную позу, закройте глаза, расслабьтесь. Представьте, что вы один из участников космической межзвездной конференции среди представителей разных звездных цивилизаций и прилетели сюда как посланник своей планеты с целью узнать о других и рассказать о себе. Ваша задача, как и задачи всех остальных участников любым невербальным способом, поскольку язык других участников вам неизвестен, с помощью техник арттерапии, пантомимы, танцевальной терапии, психодрамы выразить и презентовать окружающим три самые значимые ценности своей души, как представителя своей цивилизации.   
После того, как все участники осуществят свою презентацию условно включится  специальная лингвистическая система, с помощью которой вы сможете общаться  друг с другом. Задача каждого участника по кругу высказать свои предположения по поводу того, как он понял другие презентации, что каждая из них означает для него. Затем каждый участник называет свои ценности, что на самом деле он презентовал.

3. Упражнение 2. «Новый угол зрения». Упражнение-разминка на релаксацию, расслабление.
Инструкция участникам:  Найдите необычную  для вашего тела позицию и попытайтесь принять ее и побыть в ней, посмотреть из нее на себя со стороны, оценить свое состояние и новые ощущения.

4. Упражнение 3. «Найди близкий тебе предмет». (Выполняется, по возможности, на природе).
Инструкция участникам:  Походите по близлежащим окрестностям и выберите  любой предмет, который покажется вам, на данный момент, близким , значимым или интересным. Затем в общем кругу рассказать что означает для каждого его предмет.

5. Проективная игра «Первобытное племя».
Инструкция участникам: «Закройте, пожалуйста, глаза и представьте, что ваши души перевоплотились и переселились из будущего в прошлое, в тела членов первобытного племени. Откройте глаза и посмотрите на каждого из участников. У вас уже есть какое-то представление о каждом из них. Подумайте, кому какую  роль  из этого племени вы бы отвели. Подумайте, также, какую роль вы бы отвели себе. Запишите эти роли. Обменяйтесь в кругу своими наблюдениями. Оцените, насколько совпали или разнятся выбранные вами для себя роли с теми, которые  для вас выбрали окружающие». 

6. Подведение итогов. Шеринг.
 
 
 
  О НАС
О МААП, Преподаватели, Московские юнгианские аналитики, Контакты
  САМОПОЗНАНИЕ
Психологические фильмы, Работа со сновидениями, Открытый Юнгианский лекторийКниги для самопознания, Книги для обученияБиблиотека
  КОНСУЛЬТАЦИИ
Кто такой аналитик, Детское консультирование, Родителям Ближайший аналитик, Виртуальный аналитик .
  БАЗОВЫЕ ПРОГРАММЫ
Расписание, Юнгианская психотерапия, Детский психоанализ, Записаться на обучающий курс, Дистанционное обучение
  КРАТКОСРОЧНЫЕ ПРОГРАММЫ
Расписание, Мифологическое в терапии, Типология личности, Таро, Песочная терапия, Психосоматика, Символдрама, Записаться...
  РЕГУЛЯРНЫЕ ГРУППЫ
Киноклуб, Литературный клуб, Родительский клуб, Сновидческая группа, Практика юнгианского анализа, Коллоквиумы, Лекторий по мифологии
  ВЫЕЗДНЫЕ ПРОЕКТЫ
Региональная программа, Преподаватели, Шаттловый анализ и супервизия
  КОНТАКТЫ
МААП, РОАП, В регионах РФ, В ближнем зарубежье
  БЛОГИ
ЖЖ, LiveInternet, ВКонтактеМойМир
 

ЕЩЁ НА САЙТЕ
Фотогалерея К.Г. Юнга, Юнг и юнгианцы, Цитаты, Рецензии, Дипломные исследования

  ЕЩЁ НА САЙТЕ
Аудио-видео материалы, Клинический центр  
 

ЕЩЁ НА САЙТЕ
Карта сайта, Написать админу, Ссылки, Форум, English, Архив событий ...